Лекция «Новелла четвёртая: Сравнение» в рамках фестиваля искусств «Лето внутри» прошла 4 июля в Музее книги. Даниил Огнев из Центра восточной литературы и София Харитонова из Музея книги познакомили слушателей с необычными материалами и формами книг, сопроводив рассказ диковинками из своих фондов.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Специалисты разделили свой рассказ на четыре части, каждую из которых иллюстрировали книгами из своих фондов: материал и форма книги, материал и характер письменности, иллюстрирование, переплёт.
При таком разнообразии примеров особенно наглядно проявились закономерности, характерные для развития письменной культуры в целом. В первую очередь, зависимость формы книги и даже способа письма от материала, из которого она сделана.
Даниил Огнев продемонстрировал китайскую книгу на бамбуковых дощечках, текст на которой расположен сверху вниз, и бумажную книгу, в которой этот принцип продолжен уже согласно традиции. София Харитонова показала гостям самый распространённый в Европе и Малой Азии материал для письма — пергамен, и они познакомились с ним в том числе тактильно, на демонстрационных образцах.
- Даниил Огнев, София Харитонова, Ксения Филатова
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Образец книги на деревянных планках — трактат Сунь-Цзы «Искусство войны»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Трактат Сунь-Цзы «Искусство войны»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Тайное учение Манджушри. Монголия, XIX век
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Тайное учение Манджушри. Бумага сделана из вторсырья — китайских упаковок чая (обёрток и реклам), поэтому на бумаге проступают иероглифы
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Тайное учение Манджушри
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Детская книга, напечатанная на ткани
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Традиционный китайский способ прошивной брошюровки. Организация текста такая же, как в книгах на деревянных планках: сверху вниз, справа налево
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Традиционный китайский способ прошивной брошюровки
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Традиционный китайский способ прошивной брошюровки
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Традиционный китайский способ прошивной брошюровки
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Затем поговорили о способах переплёта и других вариантах сохранения написанного текста. Интересно было сравнить европейский переплёт и восточный, с клапанами. А образцы традиционной китайской брошюровки нашлись и в ЦВЛ, и в фонде Музея книги.
Конечно же, речь зашла и об иллюстрировании текстов. Даниил Огнев удивил гостей арабским персидским сборником сказок, в котором, несмотря на религиозный запрет на изображение людей, много сюжетных иллюстраций в технике ксилографии. София Харитонова принесла на встречу уникальные образцы из коллекции «Книга художника». Эти экземпляры создавались художниками как творческие проекты, форма книги выбиралась ими как способ воплощения художественного замысла.
- Даниил Огнев и София Харитонова с книгой художника Инны Гринчель (Рассохиной) «Велимир Хлебников. Из войска песен»* на бумаге ручного производства
* На обложке книги — «Велемир», как в некоторых прижизненных изданиях
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Велимир Хлебников. Из войска песен. Художник — Инна Гринчель (Рассохина)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Даниил Огнев и София Харитонова сравнивают восточный и европейский переплёты с клапаном
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Даниил Огнев и София Харитонова сравнивают восточный и европейский переплёты с клапаном
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Даниил Огнев и София Харитонова сравнивают восточный и европейский переплёты с клапаном
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Пир Петра Первого», изданное отдельной книгой. Издание сброшюровано в восточной технике
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Даниил Огнев и София Харитонова демонстрируют книгу на китайском языке в форме гармоники — буддийский канон «Да минь сань цзан» (1735—1737)
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Персидская сказка «Малек Джамшид». Иран, конец XIX века
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- София Харитонова c образцом пергамена. Посетители лекции могли подержать его в руках и самостоятельно ощутить разницу между двумя сторонами
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона» (Москва, 2007)
Из коллекции Музея книги
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Книга художника Эмиля Гузаирова «Запретный сонник Агафона»
Фото: Мария Говтвань, РГБ
- Фото: Мария Говтвань, РГБ
Камерная атмосфера экспозиции Музея располагала к общению: гости задавали вопросы о книгах и делали много фотографий.